«Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»

Подготовила

Воспитатель МДОУ  «Детский сад «Варенька»

г.Абакана

Василевская Екатерина Юрьевна

 

Новизной и отличительной особенностью данной проблемы является приобщение детей к творческой деятельности и решение речевых проблем. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость работы над данной темой существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

В работе народный фольклор используется в разных видах деятельности: - в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Работа реализуется по трем направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

3. Взаимосвязь воспитателей и специалистов.

Совместная деятельность с детьми включает в себя: - еженедельная непосредственная образовательная деятельность с детьми логопеда по утвержденному плану; - включение устного народного творчества в образовательную деятельность педагогов и музыкального руководителя; - включение устного народного творчества в режимные процессы. Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Важное значение в работе имеет взаимодействие с родителями. Работа с родителями включает в себя следующие мероприятия: - заочные и очные консультации по развитию речи детей с помощью устного народного творчества. - участие родителей, бабушек и дедушек в праздниках, благодаря этому устанавливается связь поколений и прочных взаимоотношений между родителями и детьми, приобщение детей и родителей к народным истокам.

 

Вся работа помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

 

Besucherzahler
счетчик посещений